Театральная деятельность – источник развития ребенка

Что такое культура? Двигатель прогресса, основа жизни, синтез красоты, противовес агрессии и стресса, зерно прекрасного на ниве доброты…

(автор не известен)

Согласно   годовому плану работы Управления образования, тема методического объединения работников системы дошкольного образования   определена в связи с Годом культуры. В п. Усть-Нере коллективы дошкольных учреждений единогласно выбрали тему «Театрализованная деятельность дошкольников».

В апреле было проведено методическое объединение педагогов дошкольных учреждений райцентра. На мероприятие пригласили родителей воспитанников, коллег из   других детских садов.

Театрализованная деятельность дошкольников   была представлена в д/с № 1 «Петушок» по   теме «Детский сад для ребят» (подготовительная к школе группа)»; в д/с № 3 «Сказка» показали спектакль по произведениям К. Чуковского «Путаница» (все группы); д/с   № 36 «Березка» представил на суд зрителей драматизацию сказки «Дюймовочка» (подготовительная к школе группа). 

По завершению театрализованного представления на базе детского сада № 36 «Березка» педагогами совместно с представителями Управления образования (М.А. Шеленговская, А.В. Панькова) проведена дискуссия   («круглый» стол)   на   тему «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольника». Ниже привожу краткий обзор высказываний педагогов.

Л.Г. Корнилова, заместитель   заведующей д/с №1 «Петушок»: – Театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности дошкольника – пением,   движением под музыку, слушанием, развитием речи и т. д.   Ребенок становится более   раскрепощенным, учится действовать   коллективно, развиваются   способность представлять   происходящее, умение слушать и слышать партнёра,   способность   верить в любую воображаемую ситуацию, развиваются воображение, память, ребенок учится сопереживать, импровизировать.

Лариса Геннадьевна отметила, что в работе театральной студии   их дошкольного учреждения   обычно участвуют не только дети и воспитатели, но и их родители, что развивает у дошкольников коммуникативные навыки общения.

Н.Н. Орешко, заместитель   заведующей д/с №3 «Сказка», являясь автором сценария по произведениям   К. Чуковского «Путаница», поделилась своим опытом работы в этом направлении: – Наш детский сад уже больше 10 лет осуществляет   театрализованную деятельность воспитанников. Считаю, что это – один из самых эффективных способов воздействия на развитие   ребенка,   т.к. принцип обучения идет через   игру.   Вживаясь в роль,   ребенок начинает   проявлять индивидуальные личностные качества, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности.   Развиваются   творческое   воображение, зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазия, образное мышление…

Авторская разработка   сценария   Надежды Николаевны   по   произведениям К. Чуковского «Путаница» отмечена   дипломом на 2-м Всероссийском заочном   конкурсе для педагогов и родителей «Открытая книга».

Н.А. Ткаченко, музыкальный руководитель д/с № 36 «Березка», считает, что театрализованная деятельность   дошкольников в совокупности с музыкальной приносит   свои плоды, начиная   уже с младшего возраста.   В дошкольных учреждениях,   как правило,   театр и музыка – не разделимы. Воспитанники учатся не просто играть   роль, но и посредством музыки выражать все тонкости души героя, его мимику, жесты, пластику. Надежда Александровна выразила свою точку зрения: - Люблю, когда воспитанники импровизируют, а не играют роль   по заученному тексту. Я   сторонник того, чтобы детям как можно больше предоставлять   свободу в выборе средств   выражения своих чувств   к герою, образу.   Дети, как правило, делают это с большим энтузиазмом и фантазией…

Педагоги   дошкольных учреждений говорили о том, какие созданы условия для театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях, их применении в     педагогическом процессе.

Автор статьи обратила внимание коллег на тот факт, что театрализованная деятельность дошкольников охватывает все   образовательные   области применительно как к ФГТ, так и к ФГОС. Согласно стандарту, содержание программы в дошкольных учреждениях   должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:   социально-коммуникативное развитие;   познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие. Все эти области   переплетаются красной нитью в театрализованной деятельности воспитанников.

М. А.   Шеленговская, начальник Управления образования, отметила, что   в   каждом   дошкольном учреждении   характерны свои видения театрализованной деятельности воспитанников, что   через театр   ребенок   познает   ярче окружающий мир,   а взрослый   глубже познает   ребенка,   его способности,   задатки. Марина Анатольевна   предложила педагогам   обратить внимание на преемственность методов работы дошкольных учреждений   со школой.

Рекомендовала на такие мероприятия приглашать учителей начальных классов.

Участники методического объединения   в длительной   дискуссии   пришли к единому мнению: театральная деятельность дошкольников — источник развития   чувств ребенка, его переживаний и открытий. Театральная   деятельность приобщает   ребенка к духовным   ценностям, формирует опыт социальных навыков поведения ребенка, позволяет решать дошкольнику многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает   преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, т. е. развивает   коммуникативные   способности ребенка.   Театральная деятельность   формирует эстетический вкус детей и   воспитывает нравственно на художественной литературе,   являющейся базой для театральной деятельности, раскрывает творческий потенциал   ребенка.

В целом театрализованная   деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, что   в свою   очередь непременно сыграет положительную роль при поступлении дошкольника в школу.   Представители Управления образования отметили, что дошкольное образование в нашем районе идет в ногу со временем. Педагоги активно включаются во все республиканские   программы. К примеру, одни из первых внесли свои предложения в программу «Музыка для всех»   на уровне   РС (Я), провели   внутрисадовские конкурсы «Лучший музыкальный уголок» и др.

В Год культуры педагоги дошкольных учреждений   на протяжении всего учебного года   проводят различные   мероприятия, привлекая к деятельности и родителей.

Марина Анатольевна и автор статьи   отметили качественную подготовку педагогов дошкольных учреждений к методическому объединению, пожелали дальнейших творческих поисков и находок в этом направлении. 

Анна ПАНЬКОВА, методист Управления образования

 
По теме
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)